"Орловский спис"

     


    Традиционная крестьянская вышивка орловский спис (шитье бранками) за свою историю не стала таким широко известным промыслом, как вологодское кружево или хохломская роспись. Родиной ее специалисты считают ряд сел и деревень Орловщины, жители которых владели приемами и секретами уникального мастерства. Существует мнение, что корни этого ремесла уходят далеко в дохристианское прошлое, о чем говорят сюжеты и мотивы вышивки: "Древо жизни", «Птица Пава», «Лягушка-рожаница»...

    Историю происхождения вышивки не удается отследить досконально. Однако, известно, что еще в конце 20-х годов прошлого столетия поднимался вопрос о возрождении угасающего ремесла. Для этого с 1932 года в большом селе Домнино, Орловской области начала работать артель «10 лет промкооперации», а позже филиал фабрики «Восход», которая объединила мастериц-вышивальщиц. Продукция массового производства, для отделки которой использовались даже элементы машинной вышивки, стала доступной и популярной, правда, в несколько видоизмененном варианте.

    В период процветания фабрики десятки детей обучались технологии списа в кружках. Одним из первых в 1948 году был открыт кружок художественной вышивки Дома пионеров под руководством Федоровской Н.И. В конце 70-х годов прошлого столетия на базе фабрики «Восход» был организован Учебно-производственный комбинат, где учащиеся овладевали основами специальности «вышивальщица ручной вышивки».

    Но вскоре фабрика прекратила свое существование, вместе с ее закрытием ушла и былая слава орловского списа, удивлявшего некогда столицу своей затейливостью.

    На протяжении ряда лет о вышивке можно было узнать лишь от потомственных вышивальщиц Лагутиной О.С. и Голушковой А.Г., от бывших мастериц фабрики «Восход», таких как Коваленко К.С., Пелепейченко С.

    В 1980 году на места бытования орловского списа был организован выезд киногруппы студии документальных фильмов во главе с главным режиссером Медведевым Н.А. с целью создания видеосюжета о мастерицах из деревни Бакино и села Домнино Орловской области. В поездке приняли участие воспитанники областного Дворца пионеров им. Ю.А.Гагарина, впоследствии принявшие эстафету старинного ремесла.

    В настоящее время к работе по возрождению, сохранению и распространению традиционной вышивки на разных уровнях привлечены учреждения культуры и образования, имеющие наиболее широкие возможности влияния в этом направлении.

    Уже несколько лет в городе действуют программы тесного сотрудничества музейного комплекса, педагогов и воспитанников кружков и студий города, детских садов, обучающихся школ города и области, преподавателей и студентов, искусствоведов, народных мастеров, представителей администрации музеев и образовательных учреждений. В их реализации принимают участие сотрудники Дома-музея Т.Н.Грановского (филиала Орловского Объединенного государственного литературного музея), искусствоведы и научные работники Орловского музея изобразительных искусств, преподаватели и студенты Орловского государственного института культуры, специалисты Орловского областного Центра народного творчества, педагоги и студийцы Областного Дворца пионеров им. Ю.А.Гагарина и др.

    Общей целью реализуемых программ является проблема формирования этнокультурной идентичности, воспитания патриотических чувств, возвращение жителям и гостям города утерянных духовных и культурных традиционных ценностей. Достижению вышеуказанной цели способствует задача возрождения самобытного ремесла в его первоначальном виде. В программы вошли формы работы, направленные на поддержку народных ремесел, позволяющие взаимовыгодно использовать помещения, территории, экспонаты и фонды музеев, с целью создания единого просветительного и образовательного пространства:

    - уроки-занятия, знакомящие детей и подростков с традициями крестьянских рушников (выход мастеров и сотрудников музеев в детские сады и школы города) – программа Дома-музея Т.Н.Грановского «Возрождаем традицию» (дир. Чернышева А.Н.) / охват аудитории – более 1000 чел. в год;

    - семинары для студентов, педагогов и воспитателей по традиционным технологиям с участием работников музея (отв. - ст. науч. сотрудник ОМИИ, искусствовед Борисова И.И.) / охват аудитории – 250-300 чел. за выставку;

    - мастер-классы по обучению традиционным орловским видам ремесел, технике орловского списа для студентов учебных заведений, слушателей клуба третьего возраста, увлекающихся творчеством и посетителей музеев (в музеях, во время проведения выставок) / охват аудитории – 350-400 чел. за выставку;

    В городе регулярно проводятся ярмарки-выставки ремесел в городском парке культуры и отдыха, на которых можно посмотреть и приобрести не только буклеты и сувенирную продукцию, посвященную орловской вышивке, но и крупные работы, выполненные в традициях.

    По инициативе Областного Центра народного творчества и администрации Альшанской православной школы мастера вышивки принимают участие в проведении ставшей традиционной «Альшаньской мастерской» в селе Альшань, Орловского района.

    Система дополнительного образования дает широкие возможности педагогам для работы с различными возрастными категориями обучающихся. В студии декоративно-прикладного искусства Орловского областного Дворца пионеров имени Ю.А.Гагарина (рук. Воропаева З.В.) разработана авторская образовательная программа, позволяющая начинать изучение народного искусства с самого младшего возраста – с 5 лет. (Программа «Прилетай к нам, Птица-Пава», журнал «Народное творчество» 2009 - №5, 6, 2011 - №1)

    В 2006 году выпускница студии Дубовицкая Анастасия награждена премией для поддержки талантливой молодёжи в рамках реализации национального проекта «Образование» за серию работ, выполненных в технике орловского списа.

    Особую роль в возрождении и освоении традиционного ремесла играет тесный творческий контакт со старым поколением мастеров. В 2012 году детской киностудией «Поколение ХХI» (рук. Куликова М.Г.) снят документальный короткометражный фильм «К истокам старины», главная героиня которого – 84-летняя жительница села Домнино Варвара Селеменёва рассказывает о своей жизни. Видеосюжет о поездке детей из города на места бытования старинной вышивки стал дипломантом детского кинофестиваля.

    Реализация всех вышеуказанных программ имеет свои заметные результаты.

    Сегодня при поддержке администрации города и Областного Центра народного творчества над продолжением традиционной вышивки активно работает шесть мастеров декоративно-прикладного искусства: Пелепейченко С., Коваленко К.С., Семенова М.А., Воропаева Л.Н., Черногорова В.Н., Диденко М.Е., Воропаева З.В. Их изделия можно увидеть и приобрести не только на ежегодном Международном фольклорном празднике «Троицкие хороводы в Орловском Полесье», творчество этих мастеров стало визитной карточкой на известных Международных фестивалях, таких как: «Русское поле», «Ярмарка мастеров в Измайлово», «Ярмарка мастеров на ВДНХ» (г. Москва), «Курская Коренская ярмарка»(г.Курск)…

    Изделия орловских мастериц были представлены на выставке Дни Орловской области в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации 29-30 марта 2016 года.

    За последние годы вышивку можно встретить в каждой выставочной экспозиции, где представлено традиционное декоративно-прикладное искусство области. В доме-музее Т.Н.Грановского успешно прошли две персональные выставки, познакомившие орловцев с творчеством современных мастеров орловского списа. Летом и осенью 2015 года Областной Музей изобразительных искусств представил уже вторую экспозицию старинных подлинников орловского списа из фондов. По многочисленным просьбам жителей города выставка была продлена на второй срок.

    В настоящее время ощущается рост интереса к традициям древней вышивки. Все больше молодежи стремится понять и освоить технику этого самобытного шитья, люди постарше выражают желание не только иметь в доме изделие с символическим сюжетом, но передавать его в семье по наследству. Все это позволяет надеяться, что орловский спис будут воспринимать не просто как декоративную отделку, орнаментальное украшение, шитье бранками, а как искусство, несущее глубокий смысл.

    «До 450-летия Орла остаются считанные месяцы. Сейчас власти активно разрабатывают концепцию оформления города к юбилею. Помимо двух логотипов, широкое применение в украшении города получит орловский спис. Об этом рассказали 7 апреля на заседании оргкомитета по подготовке празднования 450-летия. Одним из самых масштабных мест для расположения списа станут четыре юбилейные арки, которые планируется установить на въезде в город. Также красно-белый узор появится на четырех городских мостах. Орловский спис будет активно применяться во всей сувенирной продукции. По словам спикеров, его использование на современных носителях необходимо для того, чтобы молодое поколение понимало всю значимость уникального орнамент». http://newsorel.ru/

    Директор МБУК «Большекуликовский СК» Кухтаева С.Л

    Очень рада, что заговорили о моей малой Родине деревне Домнино Орловского района. Мои предки выходцы из этой деревни. Корни моей мамы и бабушки связаны с деревней Домнино очень сильно. Все родственники жили одним подворьем долгие годы.

    Мама- Неврова Людмила Ивановна (Тинякова) родилась в послевоенные годы 1949 , тогда всем приходилось очень тяжело. Нехватка элементарных вещей быта, одежды, продуктов питания, тяжелый труд на благо Родины и конечно, мама помогала своей семье как могла. С самых ранних лет бегала с бабушкой в артель, училась шитью и вышиванию. Нужно сказать, что в советское время одежда, особенно нарядная, была в дефиците, а мы три сестры всегда были одеты по моде, в очень красивые одежды, благодаря маминому мастерству. Очень уж любила она шить и всегда украшала воротничок или оборку росписью ниток. А когда пришло время выдавать нас замуж, приготовила нам приданное, все сшито и вышито, украшено кружевом. У меня храниться скатерть ее работы, к сожалению, думали, что родители вечны и не сохранили многочисленные работы, относились к этим вещам как каждодневному и не ценили, на смену пришло новое, модное, текстиль из Китая.Сегодня мама сильно болеет, тяжелый труд в детстве, да и всю жизнь оставил свои следы – артрит сковал ее пальцы, и она не имеет возможности не вышивать, не вязать.А мы – ее дети, хоть и учились, но не продолжили династию.

    Бабушка Тинякова Елена Федоровна 1919 года рождения, с юных лет работала в артели «10 лет кооперации» в деревне Домнина. С ее слов рассказанных мне 25 лет назад, они шили постельное и столовое белье. Расшивали его разными узорами, по тому, что праздника хочется всегда, а как приятно когда на столе или постели украшенной цветной нитью отдыхает не только тело, но и душа. Нужно сказать, что у нас дома всегда на столе в праздники лежала скатерть расписанная гладью, а у мамы и бабушки в коробочке из открыток (тогда было очень модно делать шкатулки из открыток, по тому, что на все праздники присылала многочисленная родня приветствие в виде открыток, и им находилось такое применение), находились нитки «мулине», красоты необыкновенной, разных цветов и оттенков.Бабушка эти нитки заплетала в косы, что бы они не путались, и их было удобно отделять друг от друга. Пяльцы разного размера лежали тут же, я играла ими в детстве. Бабушка умерла в 1993году, оставив мне тетрадку с ее записями, текстами старинных молитв, заговоров, частушек. Со временемлисты простой школьной тетради сильно истрепались, многие записи утеряны, но кое-что осталось, и частушки которые пели в Домнино, я еще помню.

    Расшивала она рушники и Орловским списом, но это делала очень редко. Мама объяснила мне, что это связано с ритуалом, в рисунок закладывается особый смысл: на удачу, везение, здоровье и расшиваются в основном рушники, элементы одежды. Женщина, готовящаяся к родам или наоборот у которой не могло быть детей, должна была носить сорочку с рисунком из списа.История списа уходит корнями в глубокие времена, еще до крещения Руси, племена вятичей, проживавших на территории Орловщины. Орловский спис – труд очень тяжелый, мелкий крестик из красной нити, зрение постоянном напряжении, - «так вечером поработаешь и всю ночь в глазах красные блики, вышивка вообще труд тяжелы, хотя и в радость» говорила бабушка.

    Разговаривая с бригадиром Пахомовой Ниной Николаевной, работавшей в артели деревни Домнино, Бакино и Красная звезда в 80-егоды, мне стало известно, что артель была филиалом Орловской фабрики «Восход», выполняла заказы по пошиву постельного и столового белья, но о орловском списе мало слышала. В основном на заказ для сувениров. Таким образом, понятно, что артель уже в то время утратило ремесло орловского списа, а мастерицы работающие этой техникой проживали на территории Домнино, о чем свидетельствует выше изложенная статья.

    Сегодня в деревне Домнино мало проживает коренных жителей, дома используются под дачи, перепроданные несколько раз, про артель слышали, но мало и внятного некто не рассказал. Здание, в котором находилась артель, сейчас находится в частной собственности, полностью перестроено, в нем находятся цеха по производству субпродуктов: пельмени, котлеты и т.д.

    Что такая техника называется орловский спис мне стало известно намного позже, когда я уже училась в Орловском колледже культуры и искусств, что родина списа в деревне Домнино, узнала от Черногоровой В.Н (Областной Центр народного творчества, мастер традиционной вышивки декоративно-прикладного искусства), она хорошо знакома с Орловским списом, тогда мы собрались провести мероприятие в нашем клубе, познакомить новое поколение с техникой традиционной вышивки, рассказать о корнях происхождения, провести мастер класс. Но обстоятельства нам помешали. Такое мероприятие мы обязательно проведем в 2019г, в первом квартале, хорошо подготовим мероприятие, на что нужно время.


    Орловский спис, это старинная вышивка, территориально относящаяся к Русским землям, конкретнее к городу Орлу, как это видно из ее названия. Она традиционно выполнялась в Орловской губернии еще с тех времен, когда там проживали племена вятичей. Распространенными в ней являются древние языческие символы. Эти знаки служили оберегом для людей, поэтому сегодня сюжетная линия вышивки считается охранительной.

    Орловский спис — особенности вышивки.


    В краеведческом музее города Орла до наших дней хранятся более ста экземпляров вышивки, возраст которых датируется восемнадцатым веком. На них присутствуют ромбы, кресты, птицы и другие магические символы. Контуры композиции имеют окантовку в виде разных швов, как стебельчатый и тамбурный. Внутреннее заполнение выполнено техникой "набор", счетным швом, похожим на счетную гладь. Мастерицы дополняли внутренний рисунок по своему усмотрению, изобретая все новые варианты. Названия наполнений (бранок), звучат выразительно: «дробнушки», «вороний глаз», «волна».В этой старинной вышивке преобладают оттенки красного, реже синего цвета. В хх веке спектр расширился за счет желтого, зеленого и черного. Красно синее сочетание имеет глубокий смысл. Красный символизирует жизнь, а синий обозначает небо и воду. Необычно и название вышивки. Есть вероятность, что Орловские мастерицы списывали свои сказочные мотивы с морозных узоров на окнах, когда вышивали зимними вечерами.

    По другой версии спис появился, как продолжение древнего русского шитья золотыми и серебряными нитями. На такую мысль наталкивает сходство округлых форм обеих вышивок. Совпадает также стебельчатый рисунок и неравномерность заполнения фигур. Особенность списа заключается в многоликости. Поражает многообразие форм, символов, разных фигур и очертаний животных.

     

    «Набор» или техника заполнения внутри контура

    Для выполнения швов, называемых счетными, необходима структура ткани с равномерным переплетением, одинаковой плотностью и толщиной ниток основы. Расчет стежков соответствует счету тканевых нитей. Техника «набор», это двухстороннее скорое шитье. Рекомендуется выполнять его швом «вперед иголку» по счету нитей, с учетом узора. Рабочую нить проводят непрерывным прямым стежком в горизонтальном или вертикальном направлениях, от одного конца работы до другого, и обратно. По счету нитей ткани осуществляется также поочередный переход на лицевую и изнаночную сторону. На изнанке работы получается негатив узора. В результате рисунок «набора» имеет вид параллельных рядов вертикальных или горизонтальных стежков, уложенных через одну или две нити.

    Бранки

    Термин «бранки» тесно связан со старинным списом. Очертания этой вышивки многообразны. Это геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с разрезами. Контуры фигур обшиваются в несколько сложений нитью темного цвета. Внутренняя часть контура заполняется мелким орнаментом, то есть бранками. Рисунок в них составлен из мельчайших геометрических форм. Это могут быть треугольники, шашечки или зигзаг различных цветов.

    Бранки бывают простыми, составными и сложными.

    Простые бранки. Это стежки и интервалы между ними, одинаковые по величине.

    Составные бранки. Это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через ряд.

    Сложные бранки. Это стежки с промежутками, различные по длине, и формирующие разный рисунок.

    Орловский старинный спис с древних времен вышивали на досточкахбральницах. С их помощью на канве считали нити основы. Спис шьют мелкими стежками, подсчитывая нитки полотна. Стежки образуют бранки. Геометрические узоры бранок постепенно заполняют линии контура. Рисунок получается плавно перетекающим из одной формы в другую.

     

    Сюжеты и мотивы вышивки Орловский спис «Древо жизни»

    Самые известные старинные сюжетные линии, это:

    •древо жизни;

    •птица-пава;

    •древо;

    •лягушка;

    •двуглавый орел.

    Основной мотив, первый из перечисленных. В древности элементы растений символизировали понятие жизни, а не конкретную растительность. Они приобретали космический смысл, как следствие воздействия на планету солнечной энергии и воды. Обратите внимание, что на всех вышивках рядом с растительными мотивами обязательно присутствуют спирали, круги и кресты. Это дань солнцу, солнечные знаки.

    «Птица пава»

    Птица счастья имеет небольшую голову, веерообразный хвост, и поднятое вверх крыло. Подобные изображения птиц есть на славянских металлических предметах, найденных при раскопках древних курганов. Из этого следует, что сюжет уходит корнями в древность.

    Обязательным и завершающим элементом является кайма. Она придает вышивке законченность, и является оберегом. Кайма состоит из полосы бранок (шашечек и дробнушек), которые чередуются между собой. Присутствуют также вьюнки, звезды и ромбы.

    В последние годы старинное рукоделие стало возрождаться, и снова вошло в моду. Вышивка, как и другие виды народного творчества, возрождается с новой силой благодаря мастерицам, сохранившим традиции и приемы мастерства. Старшие передают богатый опыт молодым, которые изучают рукоделие во всем его многообразии. Они осваивают старинные приемы и технику списа, являясь продолжателями древних традиций.

     

     


    В этом разделе: